Привязка стройучастка к дорогам.

 

§001. Раздел 0-7.

Согласно требованиям СНиП 2.07.01-89*- планировочную структуру городских и сельских поселений следует формировать, обеспечивая инженерно-транспортной инфраструктурой по улицам квартальной застройки.

 

1.1. Временные подъездные и внутрипостроечные автодороги.

На строительство объекта (объектов), как правило, должны быть проложены постоянные автомобильные дороги, и только при их отсутствии до начала работ по возведению основных сооружений следует прокладывать временные подъездные и внутрипостроечные автомобильные дороги.

Красная линия застройки в архитектурном управлении районом или городом должна определяться в большинстве случаев с учётом перспективного развития населённого пункта , в том числе с развитием сетей и автодорог.

Временные дороги к стороящимся объектам прокладывают по трассам постоянных дорог. Если подъезды к объекту не совпадают с трассами постоянных дорог, выполняют на этих участках временные дороги.

Часто временные дороги укладывают по постоянной трассе с выполнением всего комплекса работ по дорожному полотну и последующей заменой временного (например, грунтового) верхнего покрытия дорог на постоянное (например, асфальтобетонное).

Привязку временных дорог и проездов от строящегося объекта к основным автодорогам выполняют в следующем порядке:

  1. разрабатывают схему движения транспорта и расположение подъездных и внутриплощадочных дорог на стройгенплане;
  2. определяют параметры дорог;
  3. устанавливают опасные зоны и определяют доп. условия;
  4. назначают конструкции подъездных дорог;
  5. рассчитывают объёмы работ и необходимые ресурсы.

На стройгенплане условными знаками и надписями должны быть чётко отмечены:

  1. въезды-выезды транспорта, направление движения,
  2. разворотные площадки, разъезды (уширение дорог),
  3. стоянки при разгрузке транспорта.

Все эти элементы генплана должны иметь привязочные размеры.

 

1.2. Узлы привязки временной автодороги от стройплощадки к основным автодорогам.

Автодороги подразделяют на подъездные- соединяющие строительную площадку с сетью региональных автодорог, и внутрипостроечные- обеспечивающие возможность перевозки грузов внутри строительной площадки.

Привязку временных дорог и проездов от строящегося объекта к основным автодорогам выполняют в зависимости от принятых расчётных скоростей по СНиП II-Д.5-72 в соответствии с проектом на строительтво пересечения или примыкания подъездных дорог к строительной площадке.

Пересечения и примыкания автодорог в одном уровне РЕКОМЕНДУЕТСЯ выполнять под прямым углом или близким к нему по "коробовой кривой".

Продольные уклоны дорог на подходах к пересечениям и примыканиям не должны превышать 40%.

Откосы насыпей на основных дорогах и на съездах должны быть не круче 1:3.

Для привязки подъездных внутриквартальных (внутриплощадочных) дорог к трассам, соединяющим строительную площадку с сетью региональных автодорог, выполняется проект с указанием линий, разграничивающих элементы примыкания (рис.1 поз.а) подъезда.

Линии 1 и 2 ограничивают полосу шириной 4 м, где должны быть расположены разделительные островки поворотов на главной дороге. Линия 1 отстоит от осевой на расстоянии 3 м, а линия 2 - на 1 м.

Линии 3 и 5 обозначают кромки проезжей части главной дороги. Линия 4 соответствует кромке переходно- скоростной полосы. Все элементы кривизны переходов выполняются по типовым проектам пересечения дорог.

На второстепенной дороге выделяют двумя линиями зону, где намечаются вершина угла удаления от кромки проежей части главной дороги на расстояние не менее 57 м (рис.1 поз.б) с расчётом углов поворота автомобилей на съездах на второстепенную дорогу.

Правоповоротные съезды рассчитывают по углам поворотов и очерчивают их границы. Переходно-скоростную полосу откладывают от начала и до конца коробовой кривой (рис.1 поз.в).

Построение очертания левоповоротных съездов аналогично правоповоротным- по величине углов и параметрам коробовой кривой определяют начало и конец этих кривых по внутренней кромке съездов с учётом необходимых уширений проезжей части (рис.1 поз.г).

Разделительные островки на главной дороге проектируют после проектирования съездов (рис.1 поз.д).

Островки целесообразно окаймлять бортовыми камнями.

Небольшие треугольные островки площадью до 10 м2 следует ограничивать спец. разметкой на проезжей части.

Общий вид примыкания подъездной автодороги к главной показан ниже (рис.1 поз.е).

Расчётные линии съездов и кривые поворотов с основной дороги на второстепенную - подъездную дорогу к планируемому разбивочному квадрату застройки (кварталу, улице) со строящимся объектом показаны на рис.1.

Узлы привязки временной автодороги от стройплощадки к основным автодорогам.
Узлы привязки временной автодороги от стройплощадки к основным автодорогам

Для повышения безопасности движения в пределах узла устраивают дорожную одежду с шероховатостью.

В целях уменьшения заноса грязи на пересечениях и примыканиях все съезды на подходах к дорогам II и III категорий должны иметь твёрдые покрытия:

  • на протяжении 50 м- при песчаных и супесчаных грунтах;
  • 100 м- при лёгких суглинистых грунтах;
  • 150 м- при глиныистых и тяжёло-суглинистых грунтах.

Въезды на дороги IV и V категориё, имеющие твёрдые покрытия, выполняют с твёрдыми покрытиями на протяжении не менее 25 м.

При согласовании стройгенплана для больших объектов эта часть проектных решений проверяется органами отдела безопасности дорожного движения.

Расположение съездов и въездов на дорогах указывают в проекте организации строительства (ПОС).

 

1.3. Внутренние дороги и проезды на стройплощадке.

Внутрипостроечные дороги и проезды - обеспечивают возможность перевозки грузов внутри строительной площадки.

Ширина обочин внутриплощадочных дорог должна быть не менее 1 м. В стеснённых условиях, на въездах и съездах ширина кюветов может быть уменьшена до 0,5 м. На дорогах без покрытий обочины не предусматривают.

Устройство временных дорог и проездов с покрытием (а также постоянных, используемых в период строительства) следует производить с учётом характера состояния грунта.

При трассировке дорог должны соблюдаться минимальные расстояния:

  1. между дорогой и складской площадью - 0,5…1 м;
  2. между дорогой и подкрановыми путями- расстояние принимают, исходя из величины вылета крюка крана и рационального взаимного размещения (крана-склада-дороги)- 6,5…12,5 м;
  3. между дорогой и осью ж/д путей- 3,75 м (для нормальной колеи) и 3 м (для узкой колеи);
  4. между дорогой и забором, ограждающим стройплощадку,- не менее 1,5 м;
  5. между дорогой и бровкой траншеи (исходя из свойств грунта и глубины траншеи) при нормальной глубине заложения для суглинистых грунтов- 0,5…0,75 м, а для песчаных- 1…1,5 м.

Если дорогу планируется расположить параллельно планируемым сетям коммуникаций, то в первую очередь устраивают временную дорогу с целью использования её при доставке материалов и изделий для работы по прокладке сетей.

НЕДОПУСТИМО размещение временных дорог и проездов над подземными сетями и в непосредственной близости к проложенным и подлежащим прокладке подземным коммуникациям.

Так как это ведёт к осадке грунта откосов или засыпке и деформации дорог и проездов.

При устройстве временных дорог и проездов необходимо предусмотреть устройство постоянного и временного внутриплощадочного проезда:

  • с обозначением пути движения транспорта со стройматериалами,
  • габаритов транспорта со стройматериалами,
  • зон работы механизмов и транспорта.

В первом случае- это обозначение соответствующими указателями въезда-выезда на объект и ограничение скорости.

В условиях связанных сухих дренирующих или зимних мерзлых грунтов временные дороги и проезды можно не устраивать.

 

 

1.4. Границы опасных зон на внутрипостроечных дорогах при работе стрелового крана.

При устройстве внутрипостроечных дорог необходимо предусмотреть мероприятия по обеспечению безопасных условий движения на дорогах, примыкающих к строительству, въезда-выезда на стройплощадку.

Границы опасных зон движения на внутрипостроечных дорогах, примыкающих к строительству, при работе стрелового крана или крана-манипулятора показаны на рис.2.

Границы опасных зон на внутрипостроечных дорогах при работе стрелового крана.
Границы опасных зон на внутрипостроечных дорогах при работе стрелового крана

1- ограждение строительной площадки; 2- граница опасной зоны вблизи строящегося здания; 3- граница опасной зоны во время перемещения, установки и закрепления элементов и конструкций на одной стоянке; 4- то же, с учётом всех стоянок; 5- граница зоны обслуживания краном; 6- стреловой кран.

Мероприятия по остановке и выполнению погрузочно-разгрузочных работ в зоне работы механизмов и транспорта (с обозначением на местности проезда и подъёма груза не на полную высоту в зоне существующего здания и т.п.), предусматривают выдачу в письменной форме РАЗРЕШЕНИЯ на выполнение работ В ОПАСНОЙ ЗОНЕ крановщикам и стропальщикам.

Границы опасных зон в местах, над которыми происходит перемещение грузов, а также вблизи строящегося здания (рис.3), принимаются:

  1. от крайней точки горизонтальной проекции наружного наименьшего габарита перемещаемого груза или стены здания
  2. с прибавлением наибольшего габаритного размера перемещаемого (падающего) груза
  3. и минимального расстояния отлёта груза при его падении (СНиП 12-03-2001 прилож.4).

Эксплуатация зданий и их отдельных частей, находящихся вблизи строящихся или реконструируемых зданий, ДОПУСКАЕТСЯ при условии: если перекрытие верхнего этажа эксплуатируемого здания не находится в опасной зоне возможного падения предметов.

Эксплуатация зданий и их отдельных частей, находящихся вблизи строящихся или реконструируемых зданий, ДОПУСКАЕТСЯ также при выполнении следующих мероприятий:

  1. оконные, дверные проёмы эксплуатируемого здания и его отдельных частей, попадающие в зону возможного падения предметов, должны быть закрыты защитными ограждениями;
  2. входы и выходы эксплуатируемого здания должны быть устроены за пределами опасной зоны;
  3. перемещение грузов у существующих (находящихся вблизи строящихся) зданий с глухими капитальными стенами или стенами с проемами, закрытыми защитными ограждениями, может производиться на расстоянии не менее 1 м от стены или выступающих конструкций зданий и сооружений (см. рис.2),
  4. если максимальная высота подъёма груза меньше высоты здания, то с применением средств для искусственного ограничения зоны работы стреловых кранов.

Опасная зона возможного падения предметов определяется в зависимости от высоты возможного падения груза до перекрытия верхнего этажа эксплуатируемого здания.

 

1.5. Варианты перемещения грузов между существующим и строящимся зданиями.

В опасных местах ответственное лицо за строительство объекта должно устанавливать спец. знаки и указатели проездов от основных магистралей к местам разгрузки и место нахождения приёмщика грузов.

Перемещение грузов в зоне между существующим и строящимся зданиями показано на рис.3.

Варианты перемещения грузов между существующим и строящимся зданиями.
Вариант перемещения грузов между существующим и строящимся зданиями

1- существующее эксплуатируемое здание; 2- глухая капитальная стена (с проёмами, закрытыми защитными ограждениями); 3- строящееся здание; 4- стреловой кран; 5- максимальная высота подъёма груза; 6- возможное положение панели при разгрузке; 7- автомобиль с панелями.

У глухой капитальной стены или стены с проёмами, закрытыми защитным ограждением:

  1. груз может перемещаться на расстоянии- не менее 1 м если максимальная высота подъёма груза меньше высоты здания;
  2. если в опасной зоне от перемещения груза краном отсутствуют входы в существующее здание.

 

 

1.6. Уширение дорог при повороте на строительных проездах.

Внутриплощадочные дороги выполняют по прямоугольной замкнутой, тупиковой или смешаной схемам.

Внутриплощадочные дороги в основном применяются для автотранспорта шириной до 2,5 м, поэтому для однополосной проезжей части принимается ширина 3,5 м.

На крупных производственных комплексах предпочтение следует отдавать схемам дорог с кольцевым движением транспортных средств.

Радиусы кривых в плане по оси проезжей части при примыкании дорог и на пересечениях следует принимать:

  1. для дорог с движением автопоездов и тракторов с прицепами- 30…33 м;
  2. для дорог с движением одиночных автотранспортных средств- 12…15 м.

Минимальный радиус закругления для строительных проездов- 12 м.

Но при этом радиусе закруглений ширина проезда в 3,5 м недостаточна для движения автомобильных поездов и поэтому проезды в пределах кривых (габаритных коридоров) необходимо уширять- до 5 м.

Схема уширения дорог при повороте под углом 90° для строительных проездов показана на рис.4.

Уширение дорог при повороте на строительных проездах.
Уширение дорог при повороте на строительных проездах

1- дорога для проезда на стройучастке; 2- уширение участка дороги на повороте под углом 90°.; 3- автотранспорт с прицепом.

Расчётная видимость по направлению движения для однополосных дорог должна быть не менее 50 м, а боковая (на перекрёстке)- 35 м.

Показатели временных дорог являются: число полос движения, ширина полотна и проезжей части, радиусы закруглений, расчётная видимость (табл.2).

Таблица 2. Показатели внутриплощадочных дорог.

п/пНаименованиеЕд.изм.Показатели при числе полос движения
1 полоса2 полосы
12345
1Ширина полосы движениям3,53
2Ширина проезжей частим3,56
3Ширина земляного полотнам68,5
4Наибольшие продольные уклоны%1010
5Наименьшие радиусы кривых в планем1212
6Наименьшая расчётная видимость:***
6.1- поверхности дорогим5030
6.2- встречного автомобилям10070

На участках дорог, где организовано одностороннее движение по кольцу в пределах видимости, но не менее чем через 100 м, устраивают площадки шириной 6 м и длиной 12…18 м. Такие же площадки выполняют в зоне разгрузки материалов при любой схеме движения автотранспорта.

При устройстве тупиковых дорог должны быть предусмотрены в конце свободные площадки, петлевые объезды или разворотные площадки.

Площадки для кольцевого движения транспорта и его разворотов и разъездов принимают размером:

  • для прямоугольной формы - не менее 25х15 м,
  • для грушевидных и петлевых объездов- радиусом не менее 12 м.

Продольные уклоны дорог, как правило, принимают не менее 5% и не более 30%.

Земляное полотно внутриплощадочных дорог, как правило, сооружают из условия расположения проезжей части дорог в одном уровне с отметками планировки прилегающей территории.

 

Ссылки на СНиП и ГОСТ

Подготовка строительства объекта выполняется в соответствии с требованиями СНиП 3.01.01-85 "Организация строительного производства" и проекта организации строительства (ПОС) по СНиП 1.02.01-85.

Размещение и сооружение сетей водоснабжения производятся в соответствии со СНиП 2.04.02-84, СНиП 3.05.04-85, СНиП III-4-80, СН 478-80.

Размещение и сооружение сетей канализации производятся в соответствии со СНиП 2.04.03-85, СНиП 3.05.04-85.

Размещение и сооружение сетей электроснабжения производятся согласно СНиП III-4-80, ГОСТ 12.1.013-78, СНиП 3.05.06-85, СН 174-75, СН 465-74.

Построечные внутриплощадочные дороги и проезды выполняется в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги" и СНиП 3.06.03-85 "Организация, производство и приёмка работ. Сооружения транспорта. Автомобильные дороги."